РОО "НУР"

Стратегия выживания или коллапс традиционной семьи?[1]

 

 «Я, безусловно, видел больше мужчин,

 которых сгубило желание иметь жену

 и детей и содержать их в комфорте,

 чем мужчин, которых сгубили

 пьянство и шлюхи».

 (Йейтс, Уильям Батлер – ирландский поэт,

 лауреат Нобелевской премии в области литературы)


За последнее время наблюдается всплеск новой формы развода между таджикскими мужчинами-мигрантами, которые работают в России  и их женами, которые остались на Родине. Это новая форма – развод по телефону с помощью смс сообщений. Мигранты считают достаточно таким образом сообщить о своем решении о разрыве семейных уз. Само собой это явление неоднозначное, но если еще это касается восточной семьи, то кажется совсем неординарным поступком со стороны мужей. О нередкости указанной формы развода свидетельствует официальное осуждение этого явления религиозными лидерами Таджикистана. Однако и их увещевания и призывы к сохранению семьи не смогли уберечь пострадавших таджичек от позора быть брошенными указанным образом.

О семьи и семейных ценностях таджиков написано достаточно статьи и монографий. Но в данной статьи мы остановимся на некоторых процессах разрушения традиционной семьи у таджиков в условиях миграции. Мы рассмотрим насколько мусульманская заповедь о том, что Бог устроил между мужем и женой «любовь и милость» соблюдается со стороны мигрантов (Коран 30:21).

Основная масса таджикистанских мигрантов направляется в Россию, для въезда вкоторую им не требуется виза. Сейчас  на ее территории количество легальных и нелегальных трудовых мигрантов – таджиков составляло, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн. чел[2]. Столь значительная разница объясняется тем, что в Таджикистане, как, впрочем, и в других странах СНГ, в том числе в России, нет эффективной системы миграционного учета. Совершенно очевидно, что на заработки уезжает прежде всего трудоспособная молодежь репродуктивного возраста.

Что такое традиционная семья?  Это «папа, мама и я – счастливая семья» или новые формы: брак без детей, сезонный брак, гостевой брак, удаленное многоженство и многомужество?

Брак без детей для таджиков это и не брак. Мы имеем сотни примеров, когда женщины, которые не могли рожать детей (по медицинским показателям) оставлялись мужьями, не говоря уже о не желании иметь детей со стороны женщины. «Семь лет мы жили вместе, но я не могла забременить и муж бросил меня » (Гуля, 38 лет)

Более утрированная форма последовательной полигамии — так называемый snack-брак. В условиях дефицита времени люди не хотят выстраивать близкие отношения со второй половиной. Партнеры не имеют общих друзей, хобби, вообще мало знают друг друга, но встречаются раз в неделю ради легкого, приятного общения и секса. При этом они не изменяют друг другу по соображениям скорее гигиеническим, чем эмоциональным. «Моя постоянная партнерша живет с подругой, снимают квартиру. Я тоже с земляками снимаю квартиру и раз в неделю я иду к ней или она приходит ко мне, смотря у кого в это время на квартире есть возможность» (Алик, 42 лет)

Не менее распространен сегодня и гостевой брак. Это когда мужчина и женщина живут раздельно, обычно в разных городах или даже странах, общаясь в основном по телефону и интернету, и приезжая друг к другу всего раз-два в месяц. («У нас появились разногласия с женой, и как иногда водится у нас, пошел к мулле, чтобы тот посмотрел мне книгу и ответил, как мне быть. Мулла был мой знакомый человек, и когда я ему сказал про свою проблему, он ответил: «В доме, где мужчина отсутствует долгое время, обязательно появятся такие проблемы, это я тебе и без книги скажу, но если ты хочешь,  я могу и открыть книгу. Я ему сказал, нет, не надо, и ушел от него» - информант, Окил, 43 года, живет и работает в Москве, жена и дети живут в Липецкую обл.)

Более распространенная форма многоженства — удаленное. Мигрант приезжает в Россию. Жену и детей он оставляет в Таджикистане, финансово помогает им, и раз в год приезжает в отпуск на непродолжительное время. Чтобы решить проблему официальной регистрации на территории России, мигрант может заключить брачный союз с местной женщиной, с которой у него могут возникнуть близкие отношения.

(«Как я смогу смотреть людям в глаза, как могу объяснить им, что мой муж ради регистрации в Москве женился на русской женщине?» - Алишер, 39 лет о своей первой жене).

Другая разновидность полигамных отношений — виртуальное многоженство или многомужество, когда помимо законной второй половинки у человека есть еще и постоянный партнер в интернете. В «реале» он с ним не встречается, но постоянно общается в форумах, имеет общие увлечения, занимается с ним виртуальным сексом. Такие отношения помогают сохранить семью реальную, хотя на практике со своим виртуальным партнером человек бывает эмоционально ближе, чем с тем, с которым он живет под одной крышей.

(«У меня есть виртуальная любовница в Душанбе, и хоть сейчас я живу в Москве, но два раза в неделю занимаюсь с ней виртуальным сексом» - Джони, 31год.)

Выводы

· Если считать традиционной семьей модель «муж+жена +дети» и они живут под одной крышей до старости лет, то такому формату очень сложно развиваться в условиях миграции.

· Современные экономические условия и текущий интенсивный уровень трудовой миграции диктуют новые правила социальных взаимоотношений и новые формы социальных систем. В этой ситуации будет происходить распространение и закрепление новых, не свойственных традиционным обществам, форм брака (совместного проживания), среди которых наиболее распространенной будет являться «гостевой брак», как форма наиболее точно отвечающая реалиям времени.

· Более лояльное отношение партнеров к другим формам и вариантам  совместной жизни приводит к снижению напряженности и некоторой гармонизации отношений среди мужчин мигрантов и женщин мигранток.

· В условиях глобализации и широкого распространения инфекционных болезней, в т.ч. заболеваний передающихся половым путем, включая  ВИЧ/СПИД, приоритетным вопросом должны стать не дискуссии о необходимости к возвращению к традиционным моделям семьи и брака, а меры по повышению информированности мигрантов о рисках подобных заболеваний, о необходимости занятий безопасным сексом и методах сохранения здоровья в условиях миграции.

 

Каландаров Т.С.

старший научный сотрудник

Института этнологии и антропологии РАН.


[1] Работа выполнена при финансовой поддержки РГНФ. Грант № 11-01-00045а

[2] Сенчук О. Таджикистан: Число трудовых мигрантов растет и остановить этот процесс

невозможно// http://www.ferghana.ru/article.php?id=5535



Поделиться ссылкой
Авторские права
Счетчики