Информация к новости
  • Просмотров: 3224
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

География Памира

Категория: O Памире / Гегорафия

Основоположником научной географии Азии был А. Гум­больдт, который в 30-х годах XIX в.  подверг критическому разбору все накопившиеся к тому времени данные о центральной части этого материка и внес существенные изменения в ранее имевшиеся представления о ней. Прежде всего, он отверг, как не coответствуюшее действительности, мнение о наличии громадного плато «Высокой Татарии». Уточняя орографическую схему центральной части Азии, Гумбольдт широко использовал данные ки­тайских   источников,  предоставленные в  его   распоряжение Ю. Клапротом,  что позволило ему дать значительно более правильную схему расположения горных систем. Однако он сохранил меридиональный хребет, который назвал Болором; Памир, в его представлении, был обширным горным плато, ограниченным на востоке Болором, и являлся узлом, где сходились основные гор­ные системы Азии.
Интерес к географии центральной части Азиатского матери­ка, который возник уже в самом начале XIX в., был вызван не столько стремлением разрешить неясные вопросы научного по­рядка и исследовать неизвестные страны, сколько более глубо­кими и существенными причинами политического характера,— в первую очередь постепенным расширением сферы влияния Ан­глии на северных окраинах Индии и на территории, лежащей северо-западнее ее. В самой непосредственной связи с этим на­ходились те сравнительно многочисленные путешествия, которые предпринимались в это время англичанами в Афганистан, Сред­нюю Азию и на северные, тогда еще независимые от нее, окраи­ны самой Индии. Эти путешественники  еще   в  первой   трети XIX в. собрали некоторые данные о Памире и припамирских об­ластях, но публикация их в большинстве случаев производилась с большой задержкой.
В 1837—1838 гг. Дж. В уд совершил путешествие через Бадахшан и известный тогда лишь по расспросным данным Вахан и, поднявшись вверх по р. Памир, дошел до озера Зор-Куль. Он был первым европейцем, проникшим в новое время на терри­торию Памира и исследовавшим верхнее течение Пянджа. Вуд считал открытое им озеро (которое он назвал озером Виктории) истоком последнего, что длительное время считалось бесспорным фактом.


Информация к новости
  • Просмотров: 2026
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

О Памире

Категория: O Памире

Памирцы (самоназвание по-тадж. «помирӣ», также называются бадахша́нцами) — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, чем отличаются собственно от таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам. Помимо этого бо́льшая часть памирцев объединена на религиозной основе исповеданием исмаилизма, также противопоставленного основной религии таджиков — суннизму. Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир, смыкающийся на юге с Гиндукушем — представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча, Пяндж, Памир, Вахандарья. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд, к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда, представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской, Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены. Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан, Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям — в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Назад Вперед