Информация к новости
  • Просмотров: 3524
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 06-2013
06-2013

Парк "Горы Памира" претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Категория: O Памире / Гегорафия

Парк "Горы Памира" претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
В ходе предстоящей сессии, которая пройдет в Камбодже с 16 по 27 июня в Пномпене и Сиемреапе, специальный Комитет ЮНЕСКО рассмотрит 32 кандидатуры на включение в Список Всемирного наследия.
Как сообщает сайт Юнеско, Комитет рассмотрит следующие кандидатуры, предложенные государствами-членами Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия:
Природные объекты: Синьцзян - Тянь-Шань (Китай); Национальный парк Большие Гималаи (Индия); вулкан Этна (Италия); Гора Кения - заповедник дикой природы Лева Даунс (расширение объекта); Национальный парк и лесной резерват на горе Кения; Биосферный заповедник Эль Пинакате и Гран Десиерто де Алтар (Мексика); пустыня Намиб (Намибия); природный заповедник горного хребта Хамигуитан (Филиппины); национальный парк Каттьен (Вьетнам) и таджикский национальный парк "Горы Памира".
"Горы Памира" - это самая крупная особо охраняемая природная территория в Центральной Азии. Что касается площади территории парка, то она составляет 2,6 миллиона га.
Национальный парк "Горы Памира" был открыт еще в 1992 году. Это горные леса, чистейшие озера и прекрасные альпийские луга. Растительный мир отличается неповторимостью и разнообразием. Что касается животного мира, то в этом парке можно увидеть редкие виды, которые занесены в Красную книгу. 
Национальный парк Таджикистана занимает площадь Горно-Бадахшанской автономной области, а также Тавилдаринского и Джиргаталского районов. Сюда входит и центральная часть Памиро-Алая, которая включает в себя огромное количество горных хребтов.
Информация к новости
  • Просмотров: 1010
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 11-2012
11-2012

Категория: O Памире / Статьи

Лашкарбеков Б.Б.
Изучение ваханских общин в  условиях   языкового сдвига:

Социолингвистическая ситуация в Синьцзяне (КНР) и Северных  провинциях  Пакистана
Вахан и ваханцы. Ваханцы - ираноязычная народность, проживающая  в высокогорных долинах  Памира и Восточного Гиндукуша.  Как историческое княжество  Вахан известен со II в. до н.э. Во  второй половине  XIX в. вследствие проводимой великими державами колониальной политики припамирские княжества -  Вахан, Шугнан и Дарваз - были  ликвидированы. 

Скачать PDF версию этой статьи

 

Информация к новости
  • Просмотров: 23
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 11-2012
11-2012

Иностранные туристы: Эти люди достойны мира

Категория: O Памире

Иностранные туристы: Эти люди достойны мира
Автор: Фарзона ШОАКОВА, Темур ВАРКИ

Группа из 28 иностранных туристов несколько дней находилась в самом центре Хороге, где 24 июля вспыхнули бои. Гражданам Великобритании, США, Австралии, Канады, Германии, Франции, Южной Африки удалось выехать из Хорога спустя несколько дней благодаря содействию своих посольств. Корреспонденты «АП» встретились и пообщались с туристами, неожиданно попавшими в экстремальную ситуацию в Таджикистане.

- Расскажите, что вы видели? Были ли вы очевидцами боев?
Американец: Как только началась стрельба, которая длилась весь день, мы в своих комнатах в отеле легли на пол, потому что кому хочется смотреть на подобные ужасные вещи. Звучит смешно: мы были в самом эпицентре происходящих событий, но мы мало что видели. Во время стрельбы мы были в отелях, но на улицах были люди – местные. Мы не выходили, так как нужно было оставаться в безопасности, пока не появится возможность уехать.

Информация к новости
  • Просмотров: 3025
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

Из истории Памира

Категория: O Памире / История

На основании археологических данных можно утверждать, что на территории Памира первые жители появились уже в каменном веке. Следы их деятельности обнаружены пока лишь на Восточном Памире. Тем не менее некоторые специалисты полагают, что первые жители в каменном веке наряду с Восточным, вероятно, осваивали и Западный Памир.
В период бронзового века продолжалось освоение как восточной, так и западной частей Памирского региона.
В VII-II вв. до н.э. Памир заселяли племена, известные в письменных источниках как саки. Их материальная культура, искусство и верования были связаны с жителями северных регионов Центральной Азии.
Есть основания предполагать, что население Памира в III-II вв. до н.э. находилось в какой-то зависимости от Грекобактрийского, а в первые века н.э. – от Кушанского государств. В первые века н.э. на Памире были крепости, сельские усадьбы, культовые места, в том числе храмы огня.
В средние века была номинальная зависимость памирских княжеств от халифата, государств Тахиридов и Саманидов.
Ситуация значительно меняется в XI в., когда под влиянием проповеди Носира Хосрова начинает распространяться исмаилизм.
Начиная с XI в. и до XVII в. возникшие государств на территории Средней Азии – Гурид, Темуриды, Шейбаниды получали дань от полунезависимых княжеств Шугнана,  Рушана и Вахана.
Особо тяжелые времена для памирских народов были правления Мангытов, Бухарских эмиров и владычество афганцев.
Присоединение (добровольное!) Памира к России в 1895 г. рассматривалось местным населением как величайшее благо.

 

Информация к новости
  • Просмотров: 1728
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

Добро пожаловать в музей под открытым небом!

Категория: O Памире / Этнография

[b][/b]

Добро пожаловать в музей под открытым небом!


С давних времен непостижимый, загадочный Памир, как магнит, притягивал к себе представителей самых разных занятий, вероисповеданий и национальностей: торговцев и миссионеров, разведчиков и ученых, путешественников и журналистов и многих-многих других.

 

Для представителей гуманитарных наук Памир – большой и уникальный этнографический и лингвистический музей под открытым небом. В силу своей труднодоступности и вековой изолированности здесь, в отличие от других регионов Центральной Азии, сохранились очень многие архаичные традиции, обряды и верования, своеобразный фольклор, десятки языков и диалектов. Понявший духовное богатство памирцев может считать, что он понял главное – душу Памира.

 

Можно смело сказать, что самое главное впечатление у путешествующих по Памиру, это – природа и люди, живущие на «Крыше мира», как иногда называют этот горный край. Памирцы всегда поражали оказавшихся здесь путешественников и ученых своей приветливостью, детской открытостью и отсутствием лукавства. Обитая вдали от шумного мира цивилизации и будучи ближе многих других народов к божественным небесам, они сохранили до нашего времени почти первозданную чистоту эдемского человека.

Для любителей этнографии Памира предлагаем специальные ридеры, где собраны наиболее значимые и доступные нам исследования по данной темы.

Информация к новости
  • Просмотров: 2501
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

Стратегия выживания или коллапс традиционной семьи?

Категория: O Памире / Статьи

За последнее время наблюдается всплеск новой формы развода между таджикскими мужчинами-мигрантами, которые работают в России  и их женами, которые остались на Родине. Это новая форма – развод по телефону с помощью смс сообщений. Мигранты считают достаточно таким образом сообщить о своем решении о разрыве семейных уз. Само собой это явление неоднозначное, но если еще это касается восточной семьи, то кажется совсем неординарным поступком со стороны мужей. О нередкости указанной формы развода свидетельствует официальное осуждение этого явления религиозными лидерами Таджикистана. Однако и их увещевания и призывы к сохранению семьи не смогли уберечь пострадавших таджичек от позора быть брошенными указанным образом.

О семьи и семейных ценностях таджиков написано достаточно статьи и монографий. Но в данной статьи мы остановимся на некоторых процессах разрушения традиционной семьи у таджиков в условиях миграции. Мы рассмотрим насколько мусульманская заповедь о том, что Бог устроил между мужем и женой «любовь и милость» соблюдается со стороны мигрантов (Коран 30:21).

Основная масса таджикистанских мигрантов направляется в Россию, для въезда вкоторую им не требуется виза. Сейчас  на ее территории количество легальных и нелегальных трудовых мигрантов – таджиков составляло, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн. чел[2]. Столь значительная разница объясняется тем, что в Таджикистане, как, впрочем, и в других странах СНГ, в том числе в России, нет эффективной системы миграционного учета. Совершенно очевидно, что на заработки уезжает прежде всего трудоспособная молодежь репродуктивного возраста.

Что такое традиционная семья?  Это «папа, мама и я – счастливая семья» или новые формы: брак без детей, сезонный брак, гостевой брак, удаленное многоженство и многомужество?

Брак без детей для таджиков это и не брак. Мы имеем сотни примеров, когда женщины, которые не могли рожать детей (по медицинским показателям) оставлялись мужьями, не говоря уже о не желании иметь детей со стороны женщины. «Семь лет мы жили вместе, но я не могла забременить и муж бросил меня » (Гуля, 38 лет)

Информация к новости
  • Просмотров: 4080
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

К ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ПАМИРА И ВОСТОЧНОГО ГИНДУКУША

Категория: O Памире / Языки

Российская и советская иранистика достигла больших успехов в изучении бесписьменных иранских языков Памира и Восточного Гиндукуша. Дано синхронное описание всех памирских языков, а по их отраслевой лексике в последние два десятилетия появилось сколько монографических исследований. Углубленно изучены историческая фонетика и грамматика памирских языков, реконструировано праязыковое состояние некоторых из них на уровне в них восточно-иранских диалектов, выявлено отношение этих диалектов к общеиранскому праязыку. Отчасти прояснен вопрос субстратного наследия в памирских и других языках центральноазиатского этнолингвистического региона.
Все это позволило выявить генетические отношения между некоторыми памирскими языками и определить место каждого среди других восточно-иранских языков. Однако эти исследования чаще всего — чисто лингвистические, проблемы этнолингвистики в них затрагиваются попутно, между тем на данном этапе развития лингвистики интерес к этой проблематике возрастает с каждым днем.
Стремительная глобализация мира может привести к резкому изменению этнолингвистической ситуации даже в отдаленных точках земного шара и исчезновению различных этнических об­щностей, в которых, как правило, более всего сохраняются следы Древнейших и древних цивилизаций. Научное освещение этно­лингвистической истории малых народов Памира может также способствовать решению ряда спорных вопросов, касающихся определения этнической принадлежности народов Памира.
В этом регионе представлено множество народов и этнических групп. Индоевропейские языки здесь представлены всеми ветвя­ми арийской группы — иранскими, индийскими, дардскими и нуристанскими, а неиндоевропейские — тюркскими и бурушаски.
Ниже мы попытаемся вкратце охарактеризовать этнолингвис­тическую историю малых коренных народов рассматриваемого региона, говорящих на восточно-иранских языках, а именно:
  • мунджанский язык (с диалектом йидга);
  • ваханский;
  • близкородственные ишкашимский и сангличский языки-диа­лекты;
  • шугнано-рушанская группа (шугнанский, рушанский, бартангский, рошорвский и сарыкольский языки-диалекты);
  • язгулямский.