» » » » Единство мегаполиса - в его многообразии
Информация к новости
  • Просмотров: 1836
  • Автор: РОО НУР
  • Дата: 09-2012
09-2012

Единство мегаполиса - в его многообразии

Категория: Главная / О Нас / СМИ о Нас

Единство мегаполиса - в его многообразии

 

Прошло чуть больше двух месяцев с тех пор, как в России действует новый закон о трудовых мигрантах. Что же произошло? Какие позитивные сдвиги были отмечены? Каких отрицательных последствий можно ожидать? Эти и подобные вопросы волнуют власти Российской Федерации, стран-доноров и самих мигрантов.
Название данной статьи весьма актуально не только для такого огромного мегаполиса, как Москва, но и для других городов мира. Это обусловлено усилением расизма и ксенофобии по всему миру.
В настоящее время в националистических кругах Москвы, которые поддерживаются некоторыми государственными структурами, открыто говорят: «Наше единство в однообразии», намекая на то, что столицу России следует очистить от лиц неславянских национальностей и внешности. Как мне представляется, такой подход к делу не только не конструктивен, но и опасен, поскольку ведет к ухудшению межнациональных и межрелигиозных отношений в многомиллионном городе. Какой же выход?
Сегодня очень много говорят о толерантности – одни подчеркивают, что приезжие в Москве должны быть терпимы по отношению к коренным жителям, другие ратуют за толерантное отношение к мигрантам. Следует помнить, что толерантность – это не одноколейка, а путь с двусторонним движением.
Как бы ни нравились коренным москвичам кто-то из мигрантов, столичные власти уже давно вынуждены были признать: без наемной силы мигрантов город не может обойтись. Москвичи не хотят и не идут работать на причиняющие вред здоровью или тяжелые производственные объекты. Да что говорить, даже работать дворниками они считают ниже своего достоинства.
Таким образом, жителям мегаполиса придется терпеть присутствие в городе представителей иных национальностей и вероисповеданий. В связи с этим в интересах мира и стабильности в городе все государственные, общественные и прочие организации и учреждения должны думать о том, чтобы смягчить ситуацию. С этой целью необходимо, на мой взгляд, предпринять следующие действия:
Во-первых, надо учесть, что успешной стратегией межэтнических взаимоотношений в России, как и впрочем, во всем мире является интеграция. Интеграцию надо понимать как сохранение собственной культурной принадлежности наряду с формированием общегражданской идентичности.
Во-вторых, успешная интеграция означает взаимное приспособление, т.е. уступки со стороны страны - реципиента и со стороны донора. Со стороны принимающей страны - это изменение школьного образования и государственных служб, а со стороны выпускающей страны – это утрата тех элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны. (Лебедева Н.М., О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.,2004. С. 33.)
Если изменение школьного образования и государственных служб является задачами принимающего общества, в нашем случае, это Московский мегаполис, то задача объяснить поведение в новой социокультурной среде группам новых жителей возлагается на общественные организации и культурные автономии. Как показывает опыт, посольства стран доноров обычно не в состоянии помочь в этом деле своим гражданам. Так как при выборе нового места жительства влияние государства - донора на своего гражданина практически равняется нулю, всеми проблемами мигранта занимаются общественные и правозащитные организации.
С целью аккультурации диаспоры, находящиеся в Москве, должны проводить организационно-просветительскую работу, начиная от информирования мигрантов о действующих миграционных законах РФ до системы поведения на новом месте. Многотысячная армия мигрантов находится в информационно-правовом вакууме, они не знают своих прав и обязанностей. Причем юридическая безграмотность присуща не только мигрантам, но и гражданам РФ, о чем говорили недавно члены ассоциации юристов России. Подобная ситуация приводит к усилению коррумпированности общества. Юридическое просвещение мигрантов задача еще более сложная, чему есть субъективные и объективные причины. Эти причины могут проистекать как от элементарного незнания русского языка мигрантами до неприятия со стороны чиновников представителей той или иной нации.
Сейчас хотелось бы перейти от теоретических вопросов к примерам практического решения проблемы интеграции мигрантов в принимающем обществе. Региональная общественная организация «Таджикская диаспора «Нур» зарегистрирована в Москве в 1999 г. и активно занимается вопросами просвещения и образования как приезжающих из Таджикистана людей, так и детей мигрантов, которые уже несколько лет живут в столице России.
Занятия в воскресной школе. Фото ИА Фергана.Ру
Занятия в воскресной школе. Фото ИА Фергана.Ру
РОО «Нур» организовала для детей и молодежи таджикских мигрантов так называемую воскресную школу «Этика и образование», которую по воскресеньям регулярно посещают более 30 учеников в возрасте от 8 до 16 лет, и примерно столько же молодежи от 17 до 25 лет. Занятия проводят по программе, разработанной активистами организации, аспирантами из Таджикистана, обучающимися в научных институтах Российской академии наук в Москве. Программа для детей и молодежи состоит из двух частей. Первая часть содержит темы по истории и культуры таджикского народа, а вторая часть состоит из общих культурологических тем, где рассматриваются такие темы как «Миграционная политика РФ», «Поликультурное общество и этническая толерантность», «Основы межкультурной коммуникации» и т.д. Естественно, подача материала детям и молодежи отличаются по сложности. Если детям уроки проводятся зачастую в форме игры, то в молодежной группе акцент делается на дискуссии и свободное мышление.
 
Уроки в воскресной школе проводятся на русском языке, так как не все учащиеся владеют таджикским языком. Если некоторые дети забыли свой родной таджикский язык, то для слушателей из числа памирских таджиков таджикский язык не является родным. Как известно, у них есть свои, так называемые памирские языки, входящие в состав восточноиранской группы языков в отличие от таджикского, который относится к западноиранской группе. Практически все дети знают русский язык.
Некоторые дети, впервые пришедшие в воскресную школу, не имели ни малейшего представления о Родине своих родителей. Со временем они смогли приобщиться к таджикской истории и культуре. Нередки случаи, когда учащиеся, посещающие воскресную школу, заставляют родителей менять их планы, намеченные на воскресенье. В итоге взрослые вынуждены считаться с тем, что их дети занимаются важным делом, проходя подготовку в воскресной школе. Таким образом, школа становится важной притягательной силой для детей.
«Если по необходимости иногда моя дочь Мехрангез должна быть дома в день занятий в воскресной школе, я ее прошу остаться дома. После этого она целый день бывает расстроенной, случается, даже плачет. С первых дней учебы ребята приобрели здесь две вещи: с одной стороны, новых друзей, а с другой – знания» (Богшо Лашкарбеков, председатель московской РОО «Нур»).
У многих моих респондентов из московской таджикской общины вызывает беспокойство отсутствие у их детей друзей среди русских сверстников. Многие их дети в московских общеобразовательных школах сталкиваются с непониманием, а иногда с отрицательным отношением к себе со стороны одноклассников. Именно поэтому, как говорят респонденты, для воспитания таджикских детей в духе толерантности и патриотизма к новой Родине важна данная школа.
Особое место в учебной программе для молодежи уделяется проблемам аккультурации в новой стране. Молодым мигрантам объясняют, что в новых условиях обитания нужно стремиться приспосабливаться к новой среде, другими словами надо «пожертвовать чем-то своим», чтобы приобрести новое. Молодые люди, только что приехавшие в Россию, иногда неосознанно находятся на позиции этноцентризма. В случае «столкновение культур» обе стороны не ставят под сомнение свою как бы саму собой разумеющуюся правоту, и занимают этноцентристскую позицию, приписывая другой стороне глупость, невежественность или злой умысел. На разных примерах слушатели Школы анализируют и дискутируют, находят правильные выходы из конфликтных ситуаций.
Помимо воскресной школы РОО «Нур» с 2004 г. проводит каждое лето учебно-оздровительные лагеря для школьников-таджиков, которые живут в России. Данный лагерь в первую очередь рассчитан на тех детей, которые живут за пределами Москвы и не посещают воскресную школу. Организация подобных лагерей призвана, с одной стороны, помочь детям акклиматизироваться в инонациональной и инорелигиозной среде, а с другой – сохранить свою национальную и культурную идентичность. Кроме того, цель летних лагерей – не только дать возможность школьникам 11–16 лет отдохнуть на каникулах, но и приобщиться к богатым культурным и национальным традициям всей России и тем самим самым воспитывать в детях новое чувство всероссийской идентичности.
При разработке программы для летних лагерей на территории России, в которой автор данной статьи принимал непосредственное участие, акцент в теоретических занятиях делался на изучении истории мировых религий в целом и ислама в частности, истории Таджикистана и традиционной культуры самобытных народов Таджикистана, а также истории и культуры русского народа. Очень важно объяснить детям, что все мировые религии, в том числе ислам и христианство имеют один корень и все религии мира учат нас делать добро и жить в мире и согласии со всеми народами. Учителя и воспитатели большой акцент делают на воспитании детей в духе толерантного отношения к сверстникам любой национальности.
Особое место в программе лагеря отводится темам под общим названием «Россия наша общая Родина». Во время дискуссии или презентации со стороны детей, учителя приветствуют использование родных языков (таджикского, шугнанского, ваханского и т.д.) помимо русского. На этих занятиях помимо того, что дети получают знание о собственных этнических «само собой разумеющихся вещах», получают впечатления о других народах и культурах. За две недели работы лагеря не менее двух раз проводятся совместные культурные программы, выступления самодеятельности. На этих вечерних программах дети обретают способность ценить в себе и в других единство и многообразие, начинают ценить многоязычие.
Конечно, работой только общественных и правозащитных организаций не исправить ситуацию с межнациональными отношениями в Московском мегаполисе. Нужна поддержка в этом благородном деле со стороны государственных структур. Я уже говорил в одной из своих статей по поводу той работы, которую проводит государство Канады для адаптации мигрантов, думаю, мы могли бы многому у них научиться.
Для мигрантов после приезда в Россию меняется все: от природы до поведенческой модели окружающих. В такой ситуации крайне важно, чтобы каждый мигрант, желающий обрести в лице России свою новую Родину, почувствовал понимание и сострадание со стороны окружающих. Думаю, правы те, кто верят, однажды шагая по Москве, вчерашние мигранты – таджик, грузин и армянин придут в гости к своему русскому другу и поднимут бокал за свою великую Родину Россию! Тогда нам больше не придется услышать с экранов телевидения фразы наподобие «после взрыва автомобиля, очевидцы видели лицо кавказской национальности…»
Воистину, единство в многообразии…
Об авторе: Т.С.Каландаров – кандидат исторических наук, докторант Института этнологии и антропологии РАН. Статья написана при поддержке гранта РГНФ 06-01-00134а

 

Источник: 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Добавить последние буквы www.pamirian.
Ответ:*